Поиск по этому блогу

воскресенье, 28 мая 2017 г.

Как написать сочинение-рассуждение по литературе?

Как написать сочинение-рассуждение  по литературе учащемуся 10-11 класса?
На этот вопрос часто ищут ответ  в интернете, в шпаргалках, у старых ("бывалых"!) друзей, а нужно-то всего лишь на всего 30 минут на чтение инструкции для ученика и для ознакомления с критериями оценивания работы. Ведь именно по критериям и будет проверять эксперт вашу работу, а инструкция вам нужна прежде всего для того, чтобы не упустить в своем размышлении необходимых, важных частей работы, это своего рода алгоритм ваших действий в работе над черновиком сочинения. Следует сразу отметить, что критерии оценки сочинения в 10 классе и в 11 классе отличаются лишь тем, что в 10 классе работа оценена в баллах, которые затем  переведены в оценку, а работа 11 класса должна получить "ЗАЧЕТ"- "НЕЗАЧЕТ", соответственно,  в школе работу не оценивают в баллах.  Итак, начнем с инструкции.

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём −  от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт». Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за такую работу выставляется «незачёт». В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.  При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Во-первых, выбрать ту тему, по которой ЕСТЬ ЧТО сказать ученику, тема должна быть понятной, по ней должны возникнуть ассоциативно примеры из литературы на проблематику (основных ключевых слов).
Типы тем:
1) вопросительные (значит сочинение нужно начать с ТЕЗИСА-ОТВЕТА на вопрос темы, а затем аргументировать, иллюстрировать примерами из литературы.
2) утвердительные (ТЕЗИС будет содержать ту же информацию, НО уже с добавлением комментария и добавочной информации к тезису)
3) цитата- авторитетное  высказывание ученого, писателя, философа и др. (здесь сложнее, потому что высказывание содержит и ключевые слова, и позицию автора высказывания, ВАМ НЕОБХОДИМО полностью согласиться,   частично согласиться или не согласиться с автором, убедительно аргументировать свою позицию, привести примеры из литературы в пользу своих убеждения, не забыть исходя из СВОЕГО ТЕЗИСА в микровыводах к абзацам-частям сочинения, а также  в конце сочинения вернуться к мнению автора высказывания и либо подтвердить, либо опровергнуть его мнение.
4) широкое направление, предполагающее свободу учащегося в сужении или расширении двух понятий, как правило противоположных по своему значению (сложно; здесь учащемуся необходимо выстроить логику: тезис и контртезис, соответственно, аргумент и контраргумент, пример и контрпример. Опираться придется  НА СВОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОПЫТ, поэтому примеры из литературы должны быть убедительными,  без фактических ошибок)

Во-вторых, КЛЮЧЕВЫЕ слова темы нужно обязательно выписать на черновик и надписать веерообразно литературные произведения, в которых авторы рассматривают проблемы, связанные с ключевыми словами. Так вы сами себе облегчите задачу логично выстроить рассуждение по теме.
Например: "Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне"(Ю.Друнина)
Ключевыми словами здесь являются ВОЙНА, НЕ СТРАШНО, НИЧЕГО и есть мнение- позиция ГОВОРИТ-НЕ ЗНАЕТ.
Тема сложная, подразумевается, что учащийся имеет литературный опыт (разные произведения о войне: СТРАШНО: "М.Шолохов "Судьба человека"или Э.Ремарк "На западном фронте без перемен" - НЕСТРАШНО: В.Закруткин "Матерь человеческая", А.Твардовский "Василий Теркин".
Учитывая примеры героев из этих произведений, можно построить тезис и аргументы  так: 
Человек всю жизнь проходит через разные испытания: испытания дружбой, любовью, испытание голодом, потери близких-  но самым страшным испытанием для него всегда была война, потому что человек никогда не готов к ней, никогда о ней не думает, не предполагает, каких усилий, потерь и жертв она от него потребует. На войне всегда страшно: грохот орудий, пролитая кровь, смерть десятков-сотен-тысяч людей, разрушенные мечты, голод, холод, опасность. Но все же есть такие, кому некогда думать о страхе, когда стоит выбор между собственной жизнью и спасением сотен солдатских жизней, между собственной жизнью и спасением детей, своих, чужих - неважно, между собственной жизнью и долгом перед родиной. Такие герои навсегда останутся в памяти народа, такие люди согреют между боями теплым словом, подбодрят, дадут надежду, вдохнут в тебя веру, потому что их любовь к людям, к родине сильнее страха перед войной. В литературе много примеров и тех, кому страшно на войне, и тех, кому нестрашно.
Так, в рассказе М.Шолохова "Судьба человека" .................... Испытывая страхом перед войной своих героев Соколова и Крыжнева, автор убеждает читателя...
Не только М.Шолохов размышлял над причинами страха-бесстрашия на войне, но и А.Твардовский, рисуя отважного, веселого героя-бойца Василия Теркина. Нужно сразу сказать, что для автора образ Теркина скорее собирательный: в нем есть много черт русского национального характера. В трудные для всех.... Так становится понятно, что о страхе забываешь, если .... Не только А.Твардовский, но и В.Закурткин в повести "Матерь человеская" показал героиню, которой, хоть и страшно, но  приходится все время бороться со страхом, потому что.... Так становится понятно, что Марии....Бесспорно, ....
Таким образом, на войне не может быть нестрашно, и те, кто говорит это, действительно, ничего не знают о ней, но всегда найдутся такие, которым некогда будет думать о страхе, потому что....
В-третьих, для глубины раскрытия темы  оба аргумента должны быть трехчастными:
 аргумент СТРАШНО + пример-иллюстрация (герой, эпизод, ситуация и др.) + микровывод № 1 к ОБЩЕМУ тезису и АРГУМЕНТУ № 1
сам аргумент НЕСТРАШНО + пример (герой, эпизод, ситуация и др.) + микровывод № 2 к ОБЩЕМУ тезису и АРГУМЕНТУ № 2
В-четвертых, кольцевая  композиция сочинения выстроена четко, ЛОГИЧНО, ЦЕЛОСТНО, одна мысль продолжает другую до вывода, который снова возвращается к началу сочинения.
ТЕЗИС (+ комментарий с  двумя аргументами)
Аргумент 1 (аргумент+пример+МВ) - к тезису подходит???
Аргумент 2  (аргумент+пример+МВ)- к тезису подходит??? не противоречит??
ВЫВОД: Таким образом, (тезис доказан?)
В-пятых, не забывайте о речевом оформлении сочинения!!! НЕЛЬЗЯ писать так, как обычно говоришь: просторечия, не всегда уместны разговорные фразеологизмы и устойчивые сочетания слов,  плеаназм, тавтология, не всегда уместны указательные местоимения, усилительные частицы, слишком усложненные конструкции предложений и др. Пишите ПРОЩЕ, ПОНЯТНЕЕ, ЛОГИЧНЕЕ.
В-шестых, на сочинении НУЖНО и можно пользоваться орфографическим словарем.

СОВЕТ.
Обязательно в черновике работайте табличкой-кластером для того, чтобы видеть свое рассуждение по теме целиком, так вы избежите нелогичности мысли, "уноса" от темы.
ТЕЗИС (1 балл) + комментарий с аргументами (1 балл)                   ВСЕГО 2 балла
Аргумент 1 Аргумент 2
Пример-иллюстрация Пример-иллюстрация
Микровывод к части тезиса Микровывод к части тезиса
Вывод-обобщение ко всему тезису

                             Критерии оценивания итогового сочинения 11 класса
(организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования)

Сочинение оценивается по двум требованиям,  пяти критериям. Критерии №1 и № 2 являются основными. 
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет». Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. 
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет».
Участнику разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.  Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезиснодоказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.  «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
 Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
                            Критерии оценивания общегородского единого сочинения в 10-х классах

В 2017 году в целях подготовки обучающихся к итоговому сочинению в 11-х классах критерии оценивания сочинения максимально приближены к критериям оценивания итогового сочинения организациями, реализующими программы среднего общего образования.
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения положительного балла за единое сочинение в 10-х классах необходимо получить не менее одного балла по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно 1 балл хотя бы по одному из других критериев (№ 3-№ 5). Выставление 0 баллов по одному из критериев № 1 или № 2 автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за работу в целом.
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то такая  работа считается не соответствующей требованиям и оценивается неудовлетворительной оценкой.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится неудовлетворительная оценка.

Критерий № 1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Работа по данному критерию оценивается 0 баллов только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (произведение, названное в теме; стихи, на основе которых раскрывается тема сочинения; публицистические или критические статьи; материал культурологического характера) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции через осмысление литературного материала или его анализ.
0 баллов ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного (или культурологического) материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
0 баллов ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно ‒ доказательная часть.

Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
0 баллов ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения.

Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность обучающегося.
0 баллов ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Критерии
Баллы
1.      Соответствие теме

Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы). Тезисы убедительно обоснованы.
3
Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы). Но не все тезисы убедительно обоснованы.
2
Сочинение обучающегося соответствует теме (содержит ответ на поставленный в теме вопрос или рассуждение в рамках заявленной темы, но ответ или рассуждение является поверхностным). Тезисы не обосновываются, или тезисы отсутствуют, а имеется лишь рассуждение «по поводу темы».
1
Сочинение обучающегося не соответствует теме, или в сочинении не прослеживается коммуникативного замысла (отсутствует цель высказывания).
0
2.       Аргументация. Привлечение литературного материала

Обучающийся раскрывает тему с опорой на литературное произведение (названное в теме или привлекаемое по собственному выбору, если произведение в формулировке темы не было названо) или культурологический материал, предъявляя рассуждения по его поводу или анализируя его. Для аргументации предъявлены разного рода ссылки на текст: его пересказ, аналитический комментарий, анализ эпизода, цитирование, упоминание деталей и т.п.
В сочинении по лирике рассматривается не менее трёх произведений.
Фактические ошибки отсутствуют или имеется не более одной фактической неточности, связанной со знанием текста (со знанием культурологического материала) привлекаемого произведения.
3
Обучающийся раскрывает тему с опорой на литературное произведение (названное в теме или привлекаемое по собственному выбору, если произведение в формулировке темы не было названо), или культурологический материал, предъявляя рассуждения или анализируя используемый материал. Для аргументации предъявлены разного рода ссылки на текст: его пересказ, аналитический комментарий, анализ эпизода, цитирование, упоминание деталей и т.п., но имеются фактические ошибки (не более одной) или фактические неточности (не более двух).
В сочинении по лирике рассматривается не менее двух произведений.
2
Обучающийся раскрывает тему с опорой на литературное произведение (названное в теме или привлекаемое по собственному выбору, если произведение в формулировке темы не было названо) или культурологический материал, предъявляя рассуждения по его поводу. Текст произведения привлекается только в качестве пересказа. И/или имеются фактические ошибки (не более двух) или фактические неточности (не более трех).
В сочинении по лирике рассматривается только одно произведение.
1
Сочинение написано без привлечения литературного материала.
0
3.       Композиция и логика рассуждения

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы.
2
В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.
1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения.
0
4.       Качество письменной речи

Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. Речевые ошибки отсутствуют, или имеется не более одной речевой ошибки, или не более двух речевых недочета.
3
Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов, но имеется одна-две речевые ошибки и/или не более двух речевых недочетов.
2
Обучающийся точно выражает мысли, но лексика и синтаксис однообразны, не употребляет терминов, имеются речевые штампы. Имеются речевые ошибки (не более четырех) и/или речевые недочеты (не более пяти).
1
Обучающийся неточно выражает мысли, имеется большое количество речевых ошибок (более четырех) и/или речевых недочетов (более пяти).
0
5.       Грамотность

Имеется в сумме не более одной ошибки (орфографической, пунктуационной, грамматической) на сто слов.
3
Имеется в сумме не более трёх ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов.
2
Имеется в сумме не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов.
1
Имеется в сумме более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических) на сто слов.
0
Максимальный балл
15

Рекомендации по переводу баллов в оценки

13-15
9-12
3 - 8
менее 3-х баллов
5 (отлично)
4 (хорошо)
3 (удовлетворительно)
2 (неудовлетворительно)




Желаю успеха!

Комментариев нет:

Отправить комментарий