Поиск по этому блогу

воскресенье, 30 марта 2014 г.

рекомендации к сочинению по литературе ЕГЭ

 по материалам сайта http://5litra.ru/recom-ege.html

Общие рекомендации

1. Хорошее знание текстов, детали.
2. Умение вчитываться в вопрос и отвечать конкретно.
3. Умение видеть и вычленять главное, существенное. Сначала писать о главном, потом о деталях.
4. Не сбиваться на пересказ.
5. Четкая формулировка авторской позиции.
6. Когда формулируется точка зрения, то точка зрения, тезисы должны быть подкреплены текстом.
7. Убедительность аргументов, они должны быть продуманы.
8. Нужно уметь обобщать, делать выводы, которые не дублируют те рассуждения, которые были приведены выше.
9. Корректная подборка текстов, главное не констатировать, а показать, как та или иная проблема представлена в других произведениях.
10. Выпускники не могут указать на уникальность автора. В чем уникальность того или иного автора.
11. Неумение «вжиться в эпоху». Анахронизм.
12. Несоответствие цитат выдвинутому тезису.
13. Односторонняя и поверхностная трактовка текста.
14. Неточное использование теоретико-литературного аппарата. Если не знаешь – не используй.
15. Сочинение должно быть цельным, связным. Не нарушать логику.
16. Умение сравнивать. Например, нельзя сравнивать «Войну и мир» и «Недоросль».
17. Неумение верно формулировать проблематику художественного текста. Проблемный вопрос, поставленный автором.
18. Неумение вычленять аксиологическую составляющую текста.
19. «Не подключение» или «переподключение» фактических деталей. То и другое – ошибка.
21. Штампированность и клишированность.
22. Ложный пафос.
23. Умение видеть литературный контекст эпохи и фон, на котором произведение создавалось.
24. Умение корректно интерпретировать биографию автора, не делать однолинейных выводов.
26. Умение корректно характеризовать эпоху, не мыслить стереотипно.
27. Необходимо умение «вживаться в текст». Видеть в сюжетных коллизиях и литературных героях общечеловеческое и нравственное начало.
28. Формирование отношения к русской литературе, как к эволюционному процессу, который развивается.
29. Умение вычленять смыслы, которые закодированы автором произведения.
30. Умение анализировать художественный текст в единстве авторского замысла, проблематики, системы образовизобразительно-выразительных средств.
31. Эмоциональное начало должно быть, но оно не должно быть ведущим в сочинении. Не используйте междометия.
32. Наличие общеучебных умений: анализ, синтез.
33. Умение видеть, как преломляется художественный текст в мировой живописи, музыке и в целом в искусстве.

Частные рекомендации

1. Детальное прочтение текста. Психологи рекомендуют делать перерыв в течение двух дней после вдумчивого прочтения.
2. Читать произведения связанные одной эпохой (не перескакивайте с одного века на другой).
3. Почитать хорошую критическую литературу. Например, это Ю. Лебедев, Ю. Беленький, В. Агеносов.
4. В стихотворениях нужно знать наизусть хотя бы четверостишье.
5. Четко знать год написания произведения и имена героев. Записывать название,героев, год.
6. По каждому произведению выписать перечень вопросов.
7. Обратить внимание на эпиграфыэпилоги и предисловия.

О писателях и читателях. Литературные произведения, созданные в отдалённые эпохи, требуют к себе внимания, напряженной умственной работы. нужно затратить немало труда, чтобы их содержание стало понятным и близким.
Знание эпохи, в которую жил писатель, его биографии и мировоззрения поможет понять его творчество. Почувствовать и по достоинству оценить литературное произведение — значит соотнести изображенное с изображаемым, то есть нарисованные картины жизни — с самой реальной действительностью. Если читатель не имеет представления о том, когда написано произведение, он подходит к литературным героям только с современной моральной меркой и, следовательно, далеко не всё в них понимает. Идейное богатство, эстетические ценности классической русской литературы становятся достоянием такого человека, который упорным, систематическим трудом подготовил себя к чтению художественных произведений, открыл для себя возможность воспринимать их во всей полноте содержания. "Изучить поэта (писателя), — по мнению Белинского, — значит не только ознакомиться, через усиленное и повторное чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их". 


Комментариев нет:

Отправить комментарий