Поиск по этому блогу

понедельник, 5 июня 2017 г.

Система оценивания. Единый орфографический режим.

Единый орфографический режим ведения документации и оценка достижений учащихся соответственно требованиям ФГОС ММОГО.
Общие положения.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего  представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного  общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются:
- ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ООО  в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени полного основного среднего образования.
Оценка  достижения планируемых результатов образования выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.
Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности: включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); использование критериальной системы оценивания; использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных  образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. 
2. Критериями оценивания являются:
-соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы ООО ФГОС;
-динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
3.Система оценки метапредметных результатов.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий. Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия. Таким образом, действие занимает в структуре учебной деятельности учащегося место операции, выступая средством, а не целью активности ученика.
В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя, родителя может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
4. Система оценки личностных результатов.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени основного общего образования строится вокруг оценки:
- сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, образованию в целом, готовности учиться всегда;
- ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
- сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
- сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
- знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка  личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований психологами,  социальными педагогами, т. е. специалистами, обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Лич­ностные результаты выпускников на ступени основного общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
5. Оценка предметных результатов:
- оценка планируемых результатов по отдельным предметам.
В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенных в стандарте, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
В  школе к опорной системе знаний отнесен, прежде всего, понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и учащимся эффективно продвигаться в изучении предмета.
Это система таких знаний, умений, учебных действий, которые, во-первых, принципиально необходимы для успешного обучения и, во-вторых, при специальной целенаправленной работе учителя в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей. Особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку как предмету с межпредметным результатом.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования является достижение предметных и метапредметных  результатов основного общего образования.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Проводится мониторинг результатов выполнения  итоговых работ,  итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
5. Различные виды оценки:
В системе оценивания используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:
- внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
- Субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
- Разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
- Интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
- Самоанализ и самооценка обучающихся.

6. Организация накопительной системы оценки. Портфель достижений класса (учащегося).
Наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки является портфель достижений, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
- поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
В состав портфолио могут входить:
1)    подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:
- выборка работ из «Папки письменных работ»;
- дневники читателя;
- выборка работ по проведенным обучающимся  в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
2)   систематизированные материалы текущей оценки:
- отдельные листы наблюдений;
- оценочные листы и материалы видео- и аудиозаписей процессов выполнения отдельных видов работ;
- результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
- выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;
3)   материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.
Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие обучающегося с точки зрения его внеучебной и досуговой деятельности.
7. Условия, средства, методы и формы оценивания образовательных результатов, используемые в учебно-воспитательном процессе
К обязательным  формам и методам контроля   относятся:
 Текущая аттестация: устный опрос, письменная самостоятельная, проверочная работа, диктанты,
контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, доклад, творческая
работа. Посещение уроков.
Итоговая аттестация (четверть, год): диагностическая - контрольная работа, тесты, диктанты, изложение, контроль техники чтения, комплексные контрольные работы.  
Иные формы учета достижений:
Урочная деятельность - анализ динамики текущей успеваемости;
Внеурочная деятельность по предметам:
 - участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях,
- активность в групповых и индивидуальных проектах и исследовательской деятельности,
- творческий отчет.












Единый орфографический режим ведения школьной документации и оценка достижений учащихся по предмету «Русский язык», «Литература»

Общие положения.
1. Порядок ведения и оформления тетрадей по русскому языку и литературе
 Записи в тетрадях ученики обязаны делать с выполнением следующих требований:
1.1 Все записи следует оформлять аккуратным и разборчивым почерком,
пользоваться ручкой синего цвета. Работы, написанные неразборчивым почерком,  оцениваются от 0 до 2 баллов.
1.2. В тетрадях для контрольных работ не рекомендуется использовать цветные
карандаши, фломастеры, наклейки, аппликации.
1.3. Следует проводить поля с внешней (правой) стороны тетради.
1.4. Оформлять титульный лист по образцу:
 Тетрадь №1 (№2)
для работ по русскому языку
ученика 8- (А,Б,В) класса
ГБОУ СОШ №  ____
Васильева Олега
 Тетрадь № 1 (№ 2)
для  работ по развитию речи
по русскому языку
ученика 8- (А,Б,В) класса
ГБОУ СОШ №  ___
Васильева Олега
1.5. Записывать дату выполнения работы по центру тетради:
- в 5 - 9-х классах дата записывается прописью;
  - в 10 - 11-
х классах допускается запись цифрами на полях.
  Например: Пятнадцатое апреля; 15.04.08. 
1.6. Указывать вид работы, записывая по центру тетради с прописной буквы.
Например: Проверочная работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. Изложение. Сочинение.
1.7. Указывать, где выполняется работа. Записывать по центру тетради с прописной
буквы. Например: Домашняя работа. Классная работа.
1.8. Интервал между одним видом работы и другим - 1 строка.
1.9. Указывать номера упражнений, записывая по центру тетради.
Например: Упражнение № 345.Слово «Упражнение» записывается без сокращений, либо указывается просто его номер.
1.10. Работать в тетрадях в линейку. По русскому языку иметь единообразные две рабочие тетради по 18 листов для домашних и классных работ, одну тетрадь для контрольных, одну   для творческих работ. По литературе - одну рабочую тетрадь в линейку-клетку с полями (48-96 листов для 5-11-х классов) и одну тетрадь в линейку с полями (18 листов для 5-11-х классов) для творческих работ.
1.11. В работах соблюдать красную строку (абзацы) - 2 см. или 5 пробелов.
1.12. Аккуратно выполнять все подчеркивания, условные обозначения зеленой ручкой
или остро отточенным карандашом.
2. Требования по оформлению письменных творческих работ по русскому языку и литературе
2.1. Указывать вид работы с прописной буквы по центру тетради.
Например: Изложение. Сочинение. Рассказ. Рецензия и т. д. 
2.2. Тему сочинения записывать полностью, без сокращений по центру тетради.
Именительный темы не предполагает в конце знака препинания, кроме особых случаев (вопросительного и восклицательного знаков, многоточия).
  Например: Дом, который построю я...; Символические образы в пьесе А. А. Чехова «Вишневый сад».
Не допускаются записи типа: Сочинение на тему: «Дом, который построю я...»
2.3. Название темы пишется без кавычек, за исключением цитат из произведений.
Например: «Гений и злодейство - две вещи несовместны» (А. С. Пушкин.)
2.4. Эпиграф записывается без кавычек с внешней (правой) стороны тетради. После эпиграфа ставится точка. На следующей строчке указывается автор, название произведения берется в кавычки.
После ФИО автора и названия произведения ставятся точки. Например:

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Б. Л. Пастернак. «Гамлет».
2.5. Цитата оформляется следующим образом:
1) Заключается в кавычки, если записывается как прямая речь.
В начале лекции учитель привел известный афоризм: «Все дороги ведут в Рим».
2) Если цитируются стихотворные строки, то после слов автора ставится двоеточие, цитата в кавычки не заключается.
В посвящении к «Евгению Онегину» написано:
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

3) Если цитата оформляется как косвенная речь и входит в придаточное предложение, то берется в кавычки, но пишется со строчной буквы.
Говоря о поэзии Пушкина, критик писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам русский мир».
Образец оформления:
Двенадцатое декабря.
Изложение.
Забытые герои
Двенадцатое декабря.
Сочинение.
Образ Пугачева в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
А. С. Пушкин. «Бесы».

3. Порядок проверки письменных работ учителем
3.1. Тетради учащихся, в которых выполняются классные, домашние и другие виды работ проверяются:
в 5-х классах после каждого урока у всех учащихся;
в 6-9 классах перед началом новой темы, а также путем фронтальной проверки, в остальных случаях выборочно. При этом во всех случаях каждая тетрадь должна проверяться не реже одного раза в неделю;
в 10-11 классах тетради проверяются выборочно, но не менее трех раз в месяц.
3.2. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся правильного и аккуратного почерка, навыков оформительской культуры.
3.3. Контрольные работы проводятся после изучения тем программы в соответствие с тематическим планированием. При планировании контрольных работ необходимо предусмотреть равномерное распределение в течение всей четверти. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первые дни после четверти, праздников, на первых и последних уроках.
3.4. Проверка контрольных работ осуществляется в следующие сроки:
Контрольные диктанты, тесты проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
Изложения, сочинения и другие творческие работы проверяются и возвращаются учащимся не позднее, чем через 5-6 дней, в 10-11 классах не более чем через неделю.

4. Извлечения из «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»
«Нормы оценки...» призваны обеспечить одинаковые требо­вания к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки раз­личных сторон владения устной и письменной формами русско­го языка (критерии оценки орфографической и пунктуацион­ной грамотности, языкового оформления связного высказыва­ния, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов конт­рольных работ;
4) количество отметок за различные виды конт­рольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умени­ям и навыкам, над которыми они работали или работают к мо­менту проверки.
На уроках русского языка проверяются следующие предметные результаты:
1) зна­ние полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунк­туационные навыки;
3) речевые умения.
На уроках русского языка также проверяются  метапредметные умения, навыки.
 4.1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение при­менять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следую­щими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изучен­ный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходи­мые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно со­ставленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяю­щий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в пос­ледовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении поня­тий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои приме­ры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание боль­шей части соответствующего раздела изучаемого материала, до­пускает ошибки в формулировке определений и правил, искажа­ющие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладе­нию последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное не­знание или непонимание материала.
       Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовре­менный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выво­дится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

4.2. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографичес­кой и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, ко­торые должны отвечать нормам современного литературного язы­ка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса - 100-110, для VII - 110-120, для VIII - 120-150, для IX класса — 150—170 слов, для 10-11 – до 200 слов. (При подсчете слов учитыва­ются как самостоятельные, так и служебные слова.)
А) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он мо­жет состоять из следующего количества слов: для V класса — 15-20, для VI класса - 20-25, для VII класса - 25-30, для VIII класса - 30 - 35, для IX -11 классов - 35 - 40.
Б) Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать в себя основные орфограм­мы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявле­ние прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктан­ты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограм­мы были бы представлены не менее чем 2 — 3 случаями. Из изу­ченных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1 — 3 случаями. В целом количе­ство проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превы­шать: в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе -20 различных орфограммы и 4-5 пунктограмм, в VIII классе - 24 различных орфограмми 10 пунктограмм, в IX – 11 классах — 24 различных орфограммы и 15 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере зак­реплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах - не более 7 слов, в VIII-IX классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специ­ально обучались.
До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для пре­дыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;  
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные на­писания, искажающие звуковой облик слова, например: «ра-по-тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вме­сто земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошиб­ки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:           
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наи­менованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, пра­вописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилага­тельными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различения не я ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотип­ность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же сло­ве или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматичес­ких (в армии, вообще; колют, борются) и фонетических (пиро­жок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в кото­ром для выяснения правильного написания одного слова требует­ся подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок
 (ис­правление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений. .
В) Диктант  оценивается  одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфогра­фических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсут­ствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставлять­ся при 3 орфографических ошибках, если среди них есть одно­типные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографи­ческие и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных оши­бок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографи­ческих и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуа­ционных ошибках, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфогра­фических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуацион­ных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается бал­лом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитывае­мых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оцен­ки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографичес­кого, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каж­дый вид работы).
Г) При оценке выполнения дополнительных заданий рекоменду­ется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выпол­нено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено бо­лее половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитыва­ются при выведении оценки за диктант.

Д) При оценке контрольного словарного диктанта рекомендует­ся руководствоваться следующим:
Оценка «5»  ставится за диктант, в котором  нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 — 2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 — 4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

5. Оценка сочинений и изложений.
5.1 Сочинения и изложения — основные формы проверки уме­ния правильно и последовательно излагать мысли, уровня рече­вой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соот­ветствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V клас­се -100-150 слов, в VI классе - 150-200, в VII классе - 200-250, в VIII классе - 250-350, в IX классе - 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

6. Количество итоговых контрольных работ.
Имея в виду возможность учителя повседневно выявлять степень ус­воения программного материала по устным ответам учащихся и обучаю­щим письменным работам, целесообразно в каждом классе проводить определённое количество итоговых письменных контрольных работ. Помещённая ниже таблица включает эти и другие нормативы.

предметы

русский язык (контр. раб.)

литература (контр. раб.)

классы
5
6
7
8
9
5
6
7
8
9
10
11
диктант
8
8
6
5
3
-
-
-
-
-
-
-
изложение

2
2
2
3
3
-
-
-
-
-
-
-
сочинение
(кл./дом)
2/0
2/0
2/0
2/1
2/2
3/0
3/1
2/2
2/3
3/3
3/3
4/3
объём сочинения (стр.) (кл./дом)


0,5-1/1-1,5


1-1,5/1,5-2

1,5-2/2-2,5

2-3/
2,5-3

3-4

1-1,5


1,5-2

2-2,5

2,5-3

4-5

5-7

5-7

техника чтения (на «5») (предлоги и союзы не считать)


-


-


-


-


-




100-
110
слов/мин.

110-
120
слов/мин.


-


-


-


-


-

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зави­сит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочи­нения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Рекомендуемое число контрольных работ по русскому языку в 10 классе
Вид контрольной работы
1 час в неделю
2 часа в неделю
3 часа в неделю
4 часа в неделю
диктант
2-3
4
8
10
изложение
1
2
3
4
сочинение
2
2
3
4

Рекомендуемое число контрольных работ по русскому языку в 11 классе
Вид контрольной работы
1 час в неделю
2 часа в неделю
3 часа в неделю
4 часа в неделю
диктант
2
4
6
8
изложение
1
3
4
5
сочинение
2
3
4
5

7. С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) со­блюдение языковых норм и правил правописания.
7.1. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметка­ми: первая ставится за содержание и речевое оформление, вто­рая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пун­ктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Отметки за устные и письменные ответы выставляются в колонку за то число, когда проводилась работа. При написании домашнего сочинения оценка за работу выставляется в тот день, когда ребятам было дано задание «написать домашнее сочинение». В графе «Домашнее задание» делается соответствующая запись.
 Оценки за диктант, изложение и сочинение выставляются двумя оценками дробью в одной колонке (5/4, 3/3).
В старших классах оценки за сочинение по литературе выставляются в журнал на двух страницах: за содержание - на странице «Литература», за грамотность - на странице «Русский язык» (в дополнительный стол­бик с указанием «Сочинение»).
Содержание сочинения и изложения оценивается по следую­щим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;    >
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учи­тывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником оши­бок - орфографических, пунктуационных и грамматических. 1
7.2. Основные критерии оценки
«5»
Содержание и речь
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.       -
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием ис­пользуемых синтаксических конструкций, точностью словоупот­ребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.
Грамотность
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
Содержание и речь
1. Содержание работы в основном соответствует теме (име­ются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единич­ные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно раз­нообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной вырази­тельностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержа­ИИ и не более 3 — 4 речевых недочетов.
Грамотность  '
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошиб­ки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических оши­бок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
Содержание и речь
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изло­жения.
4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтакси­ческие конструкции, встречается неправильное словоупотреб­ление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержа­нии и 5 речевых недочетов.
Грамотность
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошиб­ки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных оши­бок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуа­ционные ошибки),  а также 4 грамматические ошибки.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 — 2 речевых недочета.
Грамотность
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Приложение1
Требования к тексту диктанта.                                                                            Таблица 1
класс
Количество в контрольном диктанте
Кол-во слов в словарном диктанте
Слов (самостоятельных и служебных)
Орфограмм
Пунктограмм
Слов с непроверяемыми орфограммами
5
90-100
12
2-3
5
15-20
6
100-110
16
3-4
7
20-25
7
110-120
20
4-5
10
25-30
8
120-150
24
10
10
30-35
9
150-170
24
15
10
35-40

Нормы оценивания диктантов                                                                   Таблица 2
Нормы оценок (количество ошибок)
Вид диктанта
«5»
«4»
«3»
«2»
Контрольный
1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная
- 2 орфографические +2 пунктуационные;
- 1 орфографическая +3 пунктуационные;
- 0 орфографических + 4 пунктуационные
4 орфографическ. +4 пунктуационн.;

3 орфографическ. +5пунктуационн.;

 6 орфографическ. +6 пунктуационн. (если есть  однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные)
- 7 орфографических + 7 пунктуационных;
- 6 орфографических + 8 пунктуационных;
- 5 орфографических + 9 пунктуационных;
- 8 орфографических + 6 пунктуационных.
Словарный
0
1-2
3-4
До 7

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту                                      Таблица 3
Оценка
«5»
«4»
«3»
«2»
Уровень выполнения задания
Все задания выполнены верно
Правильно выполнены не менее ѕ всех заданий
Правильно выполнено не менее Ѕ заданий
Не выполнено более половины заданий

Требования к объему сочинений и изложений                                                                 Таблица 4
Примерный объём текста
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
Подробное изложение (кол-во слов)
100-150
150-200
200-250
250-350
350-450
Классное сочинение (кол-во страниц)
0,5-1
1-1,5
1,5-2
2-3
3-4

Нормы оценивания сочинений и изложений                                                                        Таблица 5
Оценка
Основные критерии оценки
Содержание и речь
Грамотность
1
2
3
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении  сохранено не менее 70 %
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием  синтаксических конструкций.
5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании
Допускается
1 негрубая орфографическая или
1 пунктуационная или
1 грамматическая ошибка
«4»
1.содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются незначительные отклонения от темы.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной  выразительностью.
6. Допускается не более  2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов
Допускаются:
- 2 орфографические +2 пунктуационные+3 грамматические ошибки;
- 1 орфографическая+3 пунктуационные+3 грамматические ошибки;
- 0 орфографических+4пунктуационных +3 грамматические ошибки.
В любом случае количество г
«3»
1.Имееются существенные отклонения от заявленной темы.
2. работа достоверна в основном в своём содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объём изложения составляет менее 70% исходного теста.
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.
5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.


Допускаются:
- 0 орфографических+5-7 пунктуационных ( с учётом повторяющихся и негрубых);
-1 орфографическая+4-7 пуктуационных+4 грамматические ошибки;
- 2орфографические+3-6 пуктуационных+4 грамматические ошибки;
-3 орфографические+5 пуктуационных+4 грамматические ошибки;
-4 орфографические+4 пуктуационных+4 грамматические ошибки;
«2»
  1. Работа не соответствует заявленной теме.
  2.  Допущено много фактических неточностей; объём изложения составляет менее 50) исходного текста.
  3.  Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения ( изложения) не6 соответствует заявленному плану.
  4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
  5.  Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено более 6 недочётов в содержании до 7 речевых недочётов.
Допускаются:
- 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
- 8 и более пунктуационных ошибок (с учётом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических. 
«1»
Допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов.
Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
Примечания:
1.При оценке необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объём сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ  следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки»4» на одну, а для отметки»3» на две единицы. При выставлении оценки « 5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Нормы и критерии оценивания  творческих работ разных форм и видов

Критерии оценки групповой работы

Критерии 
Обоснование критериев
 Баллы
 Содержание
Понимание задания


  



Полнота раскрытия
 темы

Логика изложения
 информации
  
Изложение стратегии
 решения проблемы
Учащиеся  демонстрирует точное понимание задания.
Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношение к ней.
Включаются материалы, не имеющие непосредственного отношения к теме, собранная  информация не анализируется и не оценивается.
                                                                                                      
Полно
Частично
Не раскрыта

Логичное изложение материала
Незначительное нарушение логики
Значительное нарушение логики или её отсутствие

Изложена стратегия решения проблемы
Процесс решения неполный
Процесс решения неточный и неправильный
 3

 2

 0



 3
 2
 0

 3
 2
 0-1

 3
 2
 0
 Самостоятельная
работа группы
 Слаженная работа
в группе

Распределение
ролей в группе





 Авторская
оригинальность



Степень
самостоятельности
 работы группы
Четко спланированная работа в группе
Работа группы недостаточно спланирована
Не спланирована работа в группе

Вся деятельность равномерно распределена между членами команды
Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды
Несколько членов группы отвечают за работу всей команды

Работа содержит большое число новых оригинальных примеров и гипотез
В работе присутствуют авторские находки
 Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности

Полная самостоятельность при выполнении работы
Частичная самостоятельность работы в группе
Несамостоятельная работа группы (помощь учителя)
 3
 2
 0

 3

 2

 1


 3

 2
 1


 3
 2
 1
 Оформление
 работы
 Грамматика,
отсутствие ошибок
 правописания и
 опечаток


Стиль работы


Грамотная работа с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии
Негрубые ошибки  с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии
Грубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

Соблюден единый стиль
Наблюдаются некоторые нарушения единства стиля
Не соблюден стиль работы 
 3

 2

 0


 3
 2
 0
 Защита работы
Качество доклада
 или презентации





Объем и глубина
 знаний по теме


Культура речи,
манера держаться
 перед аудиторией




Ответы на вопросы



           

Аргументированы основные позиции, композиция доклада логична, полно представлены результаты работы
Незначительное нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации
Не заявлены аргументы по основным позициям, полное нарушение логики, не представлены результаты

Докладчики демонстрируют эрудицию, используют метапредметные связи
Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний
Докладчики обнаруживают слабое владение или полное невладение материалом

Докладчики уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью,  соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории, доброжелательны
Докладчики допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительнонарушают регламент, иногда теряют внимание аудитории
Докладчики теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушаютрегламент, не могут удержать внимание, не всегда проявляют доброжелательность

Докладчики убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся, стремятся использовать ответы для успешного раскрытия темы
Докладчик не на все вопросы может найти убедительные ответы
Докладчик не может ответить на вопросы или при ответах ведет себя агрессивно, некорректно
 3


 2

 0


 3

 2

 0-1



 3


 2


 0-1



 3

 2-1

 0



Оценка "5" – 38 - 42 балла
Оценка "4" – 29 - 37 баллов
Оценка "3" – 22 - 29 баллов
Оценка "2" – 0 – 21  балл

Критерии    оценивания    буклетов
Оцени себя сам…(оценочный лист ученика)
ЧТО делаем
 КАК делаем
2
1
0
Буклет
Формируем содержание



Указана гипотеза исследования и пути её доказательства (цель и задачи исследования)



Информация последовательно и логично размещается от титульного разворота к последующим



Результаты исследования приведены доказательно  (основаны на статистике, приводятся графики, диаграммы, схемы, таблицы и т.д.)



Текст изложения результатов исследования прост и понятен



Используются элементы юмора, интересные примеры, вопросы, высказывания и т.д.



Информация логично разделена на смысловые блоки в соответствии с разворотами буклета



Для исследования использованы достоверные источники информации (авторские сайты, публикации специализированных журналов, учебные пособия и т.д.)



Информация об исследовании максимально обобщена и лаконично раскрывает смысл исследования



Работа по созданию буклета велась в сотрудничестве с одноклассниками



Приводятся обоснованные выводы исследования



Создаём дизайн



Для оформления выбрана единая цветовая и шрифтовая схема



Графические элементы (клипарты, фотографии, схемы и т.д.) используются рационально, соответствуют содержанию буклета и иллюстрируют информацию об исследовании



Эффективно используется пространство буклета, он не перегружен информацией, при этом отсутствуют пустые места



Общий дизайн и графические элементы помогают пониманию темы и результатов исследования (используются пиктограммы, условные обозначения)



Изображения и другие графические элементы оформлены в едином стиле



Для создания буклета использован специальный редактор, например Microsoft Publisher



Проверяем грамотность материалов



В буклете отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки



Терминологически ясно и грамотно использован словарь темы исследования, присутствуют сноски поясняющие термины



В текстах буклета используются простые и понятные предложения



Используем буклет для презентации результатов исследования (знакомим других людей с материалами буклета)...
С первых секунд буклет привлекает внимание, заинтересовывает



Информация в буклете понятна, у людей возникают вопросы по теме исследования



По материалам буклета исследование характеризуется как "интересное", "актуальное" и т.д.



После презентации исследования буклеты не остаются в аудитории, их забирают с собой







Оценивание только буклета
Оценка
Баллы
"5"
33-38 баллов
"4"
26-32 балл
"3"
19-25 баллов

Критерии оценивания ментальной карты
Что делаем
Как делаем
2
1
0
Планируем работу и работаем



Выбраны наиболее эффективные и рациональные способы раскрытия смысла ключевого понятия



Все узлы ментальной карты содержат понятия, относящиеся непосредственно к тематике ментальной карты (исследования)



Грамотно и точно установлены причинно-следственные связи между отдельными узлами ментальной карты



Проведена точная классификация понятий второго и следующих уровней, четко выстроена иерархия между ними



Корректно, лаконично, содержательно отобран текст для характеристики понятий ментальной карты, заметок в отдельных узлах



Корректно отобраны изображения для ментальной карты, соответственно содержанию узла ментальной карты



Выбраны достоверные источники для описания отдельных понятий (узлов) ментальной карты



Используются ссылки на внешние ресурсы, содержащие дополнительную информацию о рассматриваемом объекте



Ментальная карта полностью раскрывает рассматриваемое понятие (проблему), использованы различные подходы к достижению этой цели



Представление работы



Преобразует и интерпретирует знаково-символические стрктуры на естественный язык



Отстаивает свою позицию и аргументирует свой выбор с помощью речевых средств



Оценивание только ментальной карты
Оценка
Баллы
"5"
15-18
"4"
12-14
"3"
9-11
Оценивание ментальной карты и представления работы
Оценка
Баллы
"5"
18-22
"4"
15-17
"3"
11-14

Критерии оценивания аннотированного каталога
ЧТО делаем (показатели)
КАК делаем
2
1
0

Заголовок каталога отражает  цель его использования
полностью
частично
нет
В каталоге введены тематические рубрики.  Структура каталога обеспечивает его прозрачность
полностью
частично
нет
Умение выявить общее и частное, располагать  ресурсы в определенной логике (по степени охвата предметного поля, логике исследования проблемы или изучения темы...)
полностью
частично
нет
 В предлагаемых источниках содержится информация по ключевым понятиям темы (проблемы исследования).
полностью
частично
нет
Ресурсы содержат материалы, доступные по восприятию для целевой аудитории
полностью
частично
нет
Каталог в целом содержит исчерпывающую информацию по проблеме исследования
полностью
частично
нет
Ресурсы содержат информацию   различного  вида (схемы, таблицы, графики, картинки, видео, тесты и др.)
полностью
частично
нет
Аннотации лаконичны по форме, но исчерпывающие по содержанию.  Прочтение аннотации способствует формированию адекватного представления о ресурсе
полностью
частично
нет
Каждый ресурс имеет уникальную метку (адекватный,  легко воспринимаемый символ для условного обозначения каждого типа ресурсов)
полностью
частично
нет
Для каждого ресурса обозначены ключевые слова
полностью
частично
нет
Выбранное средство (сервис) для создания каталога и способа его публикации обеспечивает удобство навигации и просмотра
полностью
частично
нет
Оценка
Баллы
"5"
22 - 21
"4"
20 - 16
"3"
15 - 11
"2"
10 - 0





Критерии оценвания видеоролика
ЧТО делаем (показатель)
 КАК делаем
2
1
0
Планируем работу, создаем видеоролик
Соответствие названия фильма, заявленной темы и содержания
Наличие сюжета видеофильма
Информационная насыщенность
Научность работы, отсутствие ошибок по теме
Оригинальность раскрытия темы
Соответствие звукового сопровождения видеоряду
Наличие заголовка фильма, титров с указанием авторов фильма
Наличие авторской съемки
Наличие собственной звукозаписи
Качество видеомонтажа
Возможность практического применения
Эстетичность оформления, соответствие цветового решения теме работы
Единый стиль использования графики, анимации, переходов, их уместность и соответствие содержанию работы
Соблюдение авторского права используемых материалов
Оценка
Баллы
"5"
23-28
"4"
19-22
"3"
14-18


Критерии оценивания презентации или доклада

Критерии
Оценка
Количество
баллов


1


Структура
-количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления
(для 7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов)

-наличие титульного слайда и слайда с выводами



до 4 баллов


2


Наглядность
- иллюстрации хорошего качества, с четким изображением, текст легко читается
- используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т.д.)



до 4 баллов

3

Дизайн и настройка
- оформление слайдов соответствует теме,
не препятствует восприятию содержания,
для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления


до 2 баллов




4




Содержание
- презентация отражает основные этапы исследования (проблема, цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы)
- содержит полную, понятную информацию по теме работы
- орфографическая и пунктуационная грамотность





до 6 баллов



5



Требования
к выступлению
- выступающий свободно владеет содержанием, ясно и грамотно излагает материал

- выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории

- выступающий точно укладывается в рамки регламента (7 минут)




до 6 баллов
Максимальный балл
22 балла

Оценка "5" – 22 - 20 баллов
Оценка "4" – 19 -16 баллов
Оценка "3" – 15 -13 баллов
Оценка "2" – 12 - 0  баллов


Лист индивидуальных достижений при работе с текстом
Ученик_____________________ . Школа _____________________________
Класс ______________________. Учитель ____________________________
п/п
Формируемые навыки и умения
Даты проведения оценивания
старт
Окт
Нояб.
Дек.
Янв.
Фев.
Итог.
1. Навыки чтения
1.1.
Компетентность чтения
Чтение ознакомительное







Чтение просмотровое






Чтение выборочное






Чтение выразительное






Чтение поисковое






Безошибочность чтения






Техника чтения






1.2.
Понимание прочитанного
Смысловое чтение
Ответ на прямой вопрос по прочитанному







Словесное «рисование картин» к прочитанному






Построение плана текста с помощью разл.средств (иллюстрации, тезисов, вопросов и др.)






Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте








Выявление темы, основной мысли









Выявление проблематики текста









Выявление авторской позиции









Соотношение авторской и своей позиций, умение выразить свою позицию, аргументировать ее.









Выделение ключевых слов







1.3.
Пересказ
С опорой на помощь учителя или иную







Без опоры на помощь






1.4.
Чтение наизусть







1.5.
Составление собственного рассказа, сказки и др.







2. Навыки письма
Соответствующие навыки и умения отмечаются аналогично навыкам чтения






Результаты
Процент справившихся с заданиями по тексту  ниже 50 %






Процент справившихся с заданиями по тексту  на50 %






Процент справившихся с заданиями по тексту  выше 50 %







8.  О ведении журнальных записей
8. 1.
Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для всех учителей школы согласно правилам.
1) Все записи в классном журнале должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой синего цвета.
2) Ф.И.О. преподавателя, классного руководителя – полностью (Сидорова Лариса Николаевна).
3) На левой странице разворота журнала классный руководитель записывает наименование предмета с маленькой буквы, списочный состав класса в алфавитном порядке в начале каждой четверти по всем учебным предметам.
4) Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания учащихся, а также ежеурочно отмечать отсутствующих буквой «н», выставлять отметки за устный ответ и письменный (в колонку за то число, когда проводилась работа). Отметки за письменные работы выставляются в оговоренные сроки.
В клетках для оценок учитель имеет право записывать только один из следующих символов - 2, 3, 4, 5, н, н/а, зач., осв. Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» не допускается.
5) На левой странице разворота журнала учитель записывает месяц и дату проведения урока. Если уроки сдвоены, то ставится две даты.
6) На правой странице разворота журнала учитель записывает:
- дату проведения урока,
- тему, изучавшуюся на уроке,
- задания на дом,
- при проведении сдвоенных уроков дата урока проставляется дважды.
По проведенным практическим и лабораторным работам, экскурсиям, письменным контрольным работам учитель точно указывает их тему и количество затраченных часов.
В графе «Домашнее задание» учитель записывает параграфы или номера страниц учебника или другой учебной литературы, номера задач и упражнений, задания по практическим работам, а так же характер выполнения (читать, рассказывать наизусть, и т.д.). Если обучающимся дается задание на повторение, то конкретно указать его объем.
7) Оценки за каждую учебную четверть учитель выставляет после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти (полугодии). Одновременно с этим четвертные (полугодовые) оценки заносятся классным руководителем в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся.
8) Количество часов по каждой теме должно соответствовать утвержденному календарно-тематическому планированию и программе по предмету.
9) В случае выставления ошибочной отметки необходимо:
- исправить отметку, то есть зачеркнуть и рядом поставить правильную;
- сделать запись на этой странице, после всех имеющихся записей, типа:
«Исправлению отметки в графе _ в строке _ Иванова Ирина - отметка «3» (три)
верить» подпись педагога и печать учреждения.
10) Не рекомендуется на листе выставления отметок делать записи типа «контрольная работа», «самостоятельная работа» и т.д.
11) Педагог-предметник обязан планировать опрос обучающихся и фиксировать отметки в журнале на каждом уроке. В случае оценивания знаний обучающегося «2» (двумя баллами), учитель должен опросить его в 2-3-х дневный срок и зафиксировать отметку в журнале.
12) Итоговая отметка выставляется на основании не менее трёх текущих отметок (при двухчасовой недельной нагрузке по предмету) и не менее 9 при учебной нагрузке более двух часов в неделю.
Отметка н/а может
быть выставлена только в случае отсутствия трёх текущих отметок и пропуска обучающимся более 50% учебного времени по данному предмету.
13) Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом, пропуском клеток и т.д.)
14) Между зачётами, тематическими контрольными работами следует предусмотреть промежуточную аттестацию учащихся по изучаемой теме.
15) Тема урока формулируется в соответствии с утверждённым календарно-тематическим планированием.
Не допускаются записи вида: Контрольная работа № 1.
Правильная запись:
Контрольная работа № 1. «Натуральные числа и шкалы».
16) Если проводятся занятия на дому, учителя – предметники, ведущие занятия, выставляют отметки только в специальном журнале для надомного обучения. Эти же учителя в конце зачетного периода выставляют в классный журнал только итоговые отметки, которые классный руководитель переносит в итоговую ведомость.
8.2.  Специфика записей уроков
Литература
Отметки за творческие работы выставляются дробью в графе, соответствующей дате записи урока
Допускается сокращенная запись «Вн.чт.», «Сам.чт.», «Выр.чт.»
Отметки за выразительное чтение (наизусть) следует выставлять в отдельную колонку, а в графе «Что пройдено» писать: «А.Блок. чтение наизусть».
Русский язык
Запись о проведении классного изложения по развитию речи следует делать так: «Р.р. Изложение с элементами сочинения по теме «…»
Педагог, подводя итог в конце года, должен сделать запись:
Дано:______ уроков. По программе _______ уроков.
 Программа выполнена. (Подпись учителя)

8.3. Оформление журнальных записей элективных курсов.

9 класс

1)Одной из целей изучения элективных курсов в предпрофильной подготовке является подготовка учащихся 9 классов к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Чтобы обеспечить полноценный выбор учащихся, нужно в течение года подготовить и реализовать не менее 5-6, а желательно и больше, курсов по каждому профилю. Возникает проблема фиксирования деятельности учащихся на указанных курсах в определенном финансовом документе, коим является, как правило, классный журнал или журнал для факультативных занятий.
При оценивании результатов обучения учащихся на элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения учащихся, заложенных автором в программе авторского элективного курса. Оценка может выставляться в форме «зачтено» или «незачтено», а также по балльной шкале: «5», «4», «3». Отрицательные отметки нежелательны.
Так как в предпрофильной подготовке начинает работать сетевая модель, то  определенный элективный курс могут посещать учащиеся как школы, в которой реализуется этот курс, так и учащиеся из других школ.  Также надо учитывать, что группы могут комплектоваться временно – на период этого курса по выбору. Именно поэтому рекомендуется использовать не классный журнал, а журнал для факультативных занятий.
В журнале фиксируются посещаемость и учебные достижения учащихся в зависимости от критериев оценивания результатов учебных достижений учащихся, определенных в программе авторского учебного курса.
2) На форзаце журнала необходимо указать:
название учебного элективного курса;
количество учебных часов, отведенных на элективный курс;
фамилию, имя, отчество педагога, который ведет элективный курс;
расписание занятий.
На второй странице вместо раздела «Заметки учителя» рекомендуется записывать домашние задания для учащихся: номера заданий по прилагаемой дополнительной литературе, темы исследовательских и других проектов, темы для предстоящих семинаров, зачетов, деловых игр и др.
Рекомендуется в одном журнале записывать несколько элективных курсов. Если один и тот же элективный курс выбрали многие учащиеся (несколько групп), то можно отвести под этот курс один журнал.
Так как журнал элективных курсов – это финансовый документ, то при его ведении следует руководствоваться общепринятыми требованиями к ведению классных журналов.
Учебные занятия по предмету «Информационная работа» и «Профильная ориентация» рекомендуем записывать в классный журнал соответствующего класса тому педагогу, который ведет указанные занятия.
 10-11 класс
1) Цели профильного обучения в старшей школе несколько отличны от предпрофильной подготовки учащихся:
- обеспечить углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов;
- создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения старшеклассников, выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- обеспечить преемственность общего и профессионального образования, готовить выпускников к профессиональному самоопределению.
2) В старшей школе вводятся элективные курсы, обязательные для изучения. Рекомендуется записывать посещение и учебные достижения старшеклассников в классные журналы определенного класса.
Рекомендации к заполнению страниц, отведенных для элективных курсов, должны соответствовать требованиям к ведению классных журналов в общеобразовательной школе. Критерии оценивания результатов деятельности учащихся при реализации этого элективного курса должны быть заложены в программе авторского учебного курса. Отметки в журнал выставляются учителем в соответствии с прописанными критериями.
9. Требования, предъявляемые к экзаменационным рефератам
9.1. Школьный экзаменационный реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы.
9.2. Реферат отличают следующие признаки:
а) реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материал первоисточника, его аналитико-синтетической переработки («аналитико-синтетическая переработка первичного документа с целью создания вторичного»)[1];
б) будучи вторичным текстом, реферат создается со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию, то есть ему должны быть присущи следующие черты: целостность, связность, структурная упорядоченность и завершенность.
в) по возможности в реферат должно быть включено самостоятельное мини-исследование, осуществляемое на материале или художественных текстов, или источников по теории и истории литературы.
9.3. Школьный экзаменационный реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, план работы (оглавление), введение, основная часть, заключение и список литературы, возможно приложение.
Во введении, как правило, дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, раскрываются цель и задачи работы, производится краткий обзор литературы и важнейших источников, на основании которых готовился реферат.
В основной части кратко, но полно излагается материал по разделам, каждый из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждый смысловой блок (глава, параграф) должен быть озаглавлен.
Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из содержания основной части. В нем должны содержаться выводы по результатам работы, а также информация о согласии или несогласии с авторами цитируемых работ, даны указания на то, кому могут быть интересны книги, тексты, рассмотренные а реферате. Заключение не должно превышать по объему введения.
9.4. Объем реферата жестко не регламентируется, однако он не должен превышать 20 машинописных страниц.
9.5. Реферат должен быть написан на бумаге стандартной формы (лист 4А, с полями слева 2,5 – 3 см., сверху и снизу – 2 см., справа – до 1 см.) и вложен в папку.
Нумерация страниц должна быть сквозной, включая список используемой литературы и приложения. Нумеруют страницы арабскими цифрами в правом нижнем углу или сверху посредине листа. Первой страницей является титульный лист, на нем номер страницы не ставится.
9.6. Схема оформления титульного листа (приложение 1), оглавления (приложение 2) школьного экзаменационного реферата по литературе прилагается.
9.7. Список литературы завершает работу. В нем фиксируются источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавия книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Библиографические данные оформляются в соответствии с ГОСТом 7.1 – 2003: например: Кожинов, В.В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества / В.В. Кожинов. - М.: Алгоритм, 2001. – 320 с.
10. Использованная литература:
1.Райский С.И., Ерошкина Е.В. Проверка и оценка письменных работ по русскому языку и литературе. Методическое пособие. М., «Айрис-пресс», 2006, с. 112.
2. Миляева С.Ю. Методические рекомендации к заполнению классного журнала в средней школе. Вестник образования. 2007. № 21 (ноябрь), с. 24.
3. Вестник образования 2003, № 8, с. 43-46. Письмо департамента общего образования Минобразования России: О проведении письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме изложения с творческим заданием в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/03 учебном году.
4. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе. Сборник приказов и инструкций МП РСФСР, 1977, № 26. В книге «Проверочные работы по литературе в VIIIX классах» (Пособие для учителя). Авторы: Громцева С. Н., Маранцман В. Г., Мурин Д. Н. М., «Просвещение», 1982, с. 113-117.
5. О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Методическое письмо программно-методического управления НИИ школ МП РСФСР.  В книге «Проверочные работы по литературе в VIIIX классах» (Пособие для учителя). Авторы: Громцева С. Н., Маранцман В. Г., Мурин Д. Н. М., «Просвещение», 1982, с. 117-127.
6. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. // Программы для общеобразовательных учебных заведений. Русский язык. М., «Просвещение», 1992, с. 36-42.
7. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителя. Сост. Капинос В. В., Костяева Т. А. М., «Просвещение», 1986.
8. Разумовская  М. М. Оценка орфографической грамотности учащихся // Русский язык в школе. 1993. № 1, с. 80-84.
9. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Проект // Русский язык в школе. 1993. № 4, с. 11-15.
10. Баранов М. Т. Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку // Русский язык в школе. 1994.  № 3, с. 110-113.
11. Критерии и нормы оценок в школе и вузе // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 1997. № 18 (90), с. 1-3.
12. Евграфова С. М. Работа над сочинением //Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. № 20 (44), с. 5-12.
13. Капинос B. И. 0 критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых //Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: 2-е изд., перераб. М., 1986.
14. Капинос В. И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика. M., 1994.
15. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка //Русский язык в школе. 1996. № 1.
16. Ипполитова Н.А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка //Русский язык в школе. 1995. № 3.
17. Баранов, М.Т. Проверка и оценка орфографической и пунктуационной грамотности / М.Т. Баранов. - М., 1989.
18. ГОСТ Р ИСО 10011-2-93.
19. Ивлева, В.Н. Направления работы учителей-словесников на современном этапе развития школы / В.Н. Ивлева. – М., 2004.
20. Ивченков, П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы. / П.Ф. Ивченков. – М.: Просвещение, 1995.
21. Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 года №364-М.
22. Народное образование, 2002, №5, с. 76-81.
23. Приложение № 3 «Программы восьмилетней и средней школы на 1985/86 учебный год "Русский язык": методическое письмо "О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся".-  М.: Просвещение, 1985, с. 41-44.
24. Программы для общеобразовательных учебных заведений «Русский язык». - М.: Просвещение, 1998, с. 36-42.
10. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. И доп. – М.: Дрофа, 2001.- 320 с.

презентации
Google карта
буклет
аннотированный каталог
лента времени
ментальная карта
форма Google
сайт Google
видеоролик








Комментариев нет:

Отправить комментарий